Погода:
Курсы валют:
Объявления
Радио
Масава-палiтычная газета Любанскага райвыканкама i райсавета дэпутатаў
«ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ»
(8-017-94) 68-1-29
отдел маркетинга
(8- 017-94)68-1-30,
SMS-информирование

+375-29-194-77-56.

Предложить новость
14 красавіка 2021 года
Все сельсоветы
Главная  /  Новости  /  Сельское хозяйство
3 верасня 2018 года, 19:50

Своими воспоминаниями поделился полный кавалер ордена Трудовой Славы любанчанин Иван Синицкий

 Неоценимый вклад в развитие Любанщины зачастую вносили простые сельские труженики. Благодаря добросовестному отношению к делу они навсегда вписали свои имена в историю нашего края. Среди таких людей и полный кавалер ордена Трудовой Славы Иван СИНИЦКИЙ.


Иван Григорьевич родился в 1946 году в деревне Старосек Любанского района. Детство его пришлось на довольно тяжелые послевоенные годы.


– В семье нас было трое, я самый старший, – рассказывает он.– Родители мои – простые крестьяне, трудились в колхозе полеводами. Выращивали лен, сеяли и жали рожь и много другое. Тогда все, к слову, делалось вручную. Я хоть и был в ту пору еще совсем маленьким, но меня мать и отец уже брали с собой на работу,  чтобы помогал им. Поэтому с ранних лет я втянулся, как говорится, в этот нелегкий труд на земле. Помню, в первый раз пришел на поле, увидал в стерне червяка – так сразу домой и рванул, только пятки сверкали! Уж очень сильно их боялся почему-то (смеется). Потом, когда уже немного подрос, доверили мне воду на ферму подвозить. Лошадь запрягут, посадят меня на бочку, вожжи в руки дадут – и поехал. Сколько мог – столько привозил той воды, но больше на себя проливал (снова смеется).Так вот в работе все детство и прошло.


– А вообще время было довольно непростое, – продолжает Иван Григорьевич. – Семья наша бедствовала. Помню, когда порой нечего кушать было, собирали на поле колоски, жарили их на костре. Некоторые знакомые жили получше нас и, конечно же, иногда подкармливали меня и брата с сестрой. Потом уже наша семья коровку приобрела, поросят держали. Кстати, если в подсобном хозяйстве у колхозников имелась свинья, то они были обязаны сдать ее шкуру государству, причем совершенно бесплатно. Такие вот законы тогда были. Налоги в советские времена тоже сумасшедшие платили: за каждое плодовое дерево, за каждый куст ягод, за личную тягловую живность. А еще существовала норма по сдаче государству продуктов по госценам.


В  1961 году, окончив семь классов школы и не имея возможности продолжать учебу дальше, Иван Григорьевич устроился в совхоз «Загальский». Поручили ему пасти овец: всего 550 голов на двоих с напарником – Григорием Кондратеней.


– С Гришей мы в итоге породнились: его сын стал моим зятем, – улыбается мой собеседник.


На пастбище герой нашего материала проработал до поздней осени. Дальше порученные ему животные отправились в стойла на зимовку, а Иван Григорьевич – в вечернюю школу, учиться заочно на тракториста.


– Раньше интерес какой-то был у детей к технике, скажу я вам. Это сейчас у ребятишек один интернет да компьютерные игры на уме, а для нас было счастьем уже даже просто прикоснуться к какой-нибудь машине. А что уж говорить о помощи трактористам, о возможности заглянуть во «внутренности» «железного коня»! Хотя, надо признаться, что частенько получал я за это от мамы по плечам тряпкой или каким-нибудь другим предметом, попавшимся ей под горячую руку, – смеется Иван Синицкий. – Ведь мазутом перемазывался так, что только глаза были видны. А ей приходилось меня отмывать да одежду отстирывать. Но эти мои своеобразные страдания за интерес к технике с лихвой окупались тем, что можно было прокатиться на тракторе – вот счастье-то было каждый раз! Наверное, поэтому и связал свою жизнь с работой на земле: чтобы быть поближе к сельскохозяйственным машинам, которые знаю как свои пять пальцев и могу разобрать по запчастям и собрать с закрытыми глазами.


После завершения учебы в вечерней школе некоторое время Иван Григорьевич был помощником тракториста. Без отрыва от производства окончил водительские курсы ДОСААФ, получив водительское удостоверение категорий «В» и «С». Затем перешел к полному освоению тракторов: вскоре ему выдали первого в жизни «железного коня», и все работы механизатор уже выполнял на нем самостоятельно.


–Техника, на которой я выходил тогда в поле, была совсем не такая, как сейчас, – вспоминает он. – Гусеничные ДТ-54 и ДТ-55. Работать на них  очень тяжело, одно мучение. В 1965 мне доверили новенький МТЗ-50, первый колесный трактор, – и сразу дело в гору пошло. Хотя и управлять мне им довелось недолго. Получил я его в мае, поработал на отвозке зеленой массы, пахоте, бороновании почвы три с половиной месяца – а в сентябре меня призвали в ряды Советской Армии. Забегая вперед, скажу, что когда спустя три года вернулся обратно в родной колхоз – на этом тракторе уже, как говорится, живого места не было: 8 человек на нем сменились после меня.


Служба Ивана Григорьевича проходила в автомобильных войсках на территории Германской Демократической Республики, в городе Магдебург. Полученные шоферские «корочки» пригодились и здесь – рядового без лишних разговоров назначили водителем.


– Дисциплина у нас в ба-тальоне крепкая была. Это для солдата – самое главное. Да и для любого человека. Если он постоянно в строгой дисциплине воспитывается – то и выйдет из него толк, – поделился таким мнением наш собеседник.


Вспоминает Иван Григорьевич, что за границей ему в целом понравилось,  немцы в большинстве своем были очень приятными людьми, пытались завязать с советскими солдатами общение, особенно доброжелательно настроенной была молодежь. А вот среди более старшего поколения попадались порой те, кто по понятным причинам не скрывал своего негатива к нашим сооте-чественникам.


– Бывало и такое, что, например, подстрелить кого-то из солдат пытались. Я и сам едва под шальную пулю не попал однажды. Стоял часовым на посту ночью, охранял склад. Как Бог отвел: повернулся за чем-то в сторону и услышал только, как пуля мимо уха просвистела и попала в бочку с водой. Нажал на тревожную кнопку, сбежался народ: дежурные, начальник караула. Подняли тревогу, все бросились на поиски стрелка – но он успел сбежать. Смогли только выяснить, что стреляли в меня с чердака трехэтажного дома.


В 1968 году, демобилизовавшись, Иван Григорьевич вернулся в родную деревню и продолжил постигать мастерство механизаторского дела. Несколько лет он был занят на, так сказать, общих работах, а в 1974 взял под свое руководство звено, специализирующееся на выращивании картофеля. Уже спустя год коллектив смог добиться небывалой на то время урожайности – 220 центнеров с гектара. Подобный результат, конечно же, не мог остаться незамеченным: в 1975 Иван Синицкий был удостоен первой своей высокой награды – ордена Трудовой славы третьей степени. А еще через два года – этого же ордена, но уже второй степени.И даже это было только началом: достигать высоких показателей механизатор и его звено не перестали. В последующем урожайность картофеля составляла 350, 437 и 445 ц/га. В 1977 году Иван Григорьевич выкопал рекордное количество тонн клубней– 2 066. За это достижение механизатора наградили Почетным дипломом  и вручили шикарный по тем временам подарок – автомобиль «Москвич». Кроме того, дважды в том же году наш собеседник удостаивался звания «Ударник коммунистического труда». А в 1983 за большие успехи, достигнутые во всесоюзном соцсоревновании, посвященном шестидесятилетию образования СССР, и за долголетнюю безупречную работу в одном хозяйстве Иван Синицкий был награжден орденом Трудовой Славы первой степени и стал полным кавалером этого ордена (и первым в Белорусской ССР).


– Вы не подумайте: трудились мы не ради всех этих  наград, –отмечает он. – Об орденах и дипломах никто тогда даже и не думал. Хотелось просто жить лучше, и чтобы все остальные так же жили. Поэтому по-другому было нельзя. Да и лично мне совесть не позволяла делать хуже, чем я могу, выполнять свою работу «абы-як».


Когда с конвейера МТЗ сошел двухмиллионный трактор, решили вручить его уже ставшему легендарным механизатору.


– Хорошая машина была, крепкая, надежная, – и сейчас с теплотой говорит об этом «железном  коне»  Иван Григорьевич. –  11 лет отработала в нашем звене. Первые пять я сам его «обкатывал» на всех полевых работах, потом отдал Анатолию Нечаю: его-то трактор совсем стареньким был. Сейчас этот двухмиллионник пополнил коллекцию музея МТЗ. Недавно был в Минске, видел его: отремонтированный, на солнце блестит как новенький.


Даже давно уже выйдя на пенсию, легендарный механизатор до сих пор иногда помогает родной сельхоз-организации, если просят. Да и сам не может и не любит сидеть сложа руки. В нынешнюю уборочную страду, например, дежурил с водой возле комбайнов.


С радостью в голосе рассказал нам Иван Григорьевич, что приобрел недавно мини-трактор («без техники уже жить не могу: будто заново на свет родился, когда купил его!»), как с удовольствием рыбачит в пруду, который сделал своими руками («вчера пять рыбок поймал, а сегодня вот что-то не клевало»), и о том, как важно трудиться («добросовестно работать – это долг каждого!»). А напоследок решил дать напутствие:


– Главное в этой жизни – оставить после себя что-то, какой-то след. Приятно думать всегда, что это может кому-то пойти на пользу. Даже если всего одному человеку – уже хорошо. Значит, все было не напрасно. Я и детям своим всегда говорил: что-то плохое – оно всегда есть и будет, а вы старайтесь творить добро, несмотря ни на что.

 

Анастасия

Ревтович


Архив сайта
14
2021
Апрель
Что, на ваш взгляд, сильнее всего угрожает вашему здоровью?
Год народного единства Биометрические документы Республики Беларусь Декрет №7 Декрет №3 Отдел образования Любанского РИК Телефоны горячих линий