Погода:
Курсы валют:
Объявления
Куплю
Радио
Масава-палiтычная газета Любанскага райвыканкама i райсавета дэпутатаў
«ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ»
(8-017-94) 68-1-29,
SMS-информирование

+375-29-194-77-56

Предложить новость
25 мая 2019 года
Все сельсоветы
Главная  /  Новости  /  Образование и развитие
26 ліпеня 2018 года, 13:46

Слагаемые профессиональной и личной судьбы Учителя

 
Вся трудовая деятельность Майи Федоровны прошла на Любанщине, которая стала для нее второй родиной. Здесь же встретила свою любовь, создала семью, вырастила детей. А начиналось все в Гомельской области, и первые детские воспоминания нашей героини, к сожалению, омрачены общенациональной трагедией.

 

Детство, обожженное войной

Клубы черного дыма, застилающего небо, встревоженные лица родителей навсегда остались в памяти 6-летней девочки. «Бомбят Рогачев», – говорили взрослые. Город находился в каких-то 30 километрах от Рисковского детского дома, где отец Федор Григорьевич Макаров работал директором и проживал вместе с семьей, в которой было пятеро малышей. Уже на следующий день ребят из детского дома эвакуировали, Федор Григорьевич ушел на фронт, предварительно наказав семье отправляться к его родителям в деревню Зорька Буда-Кошелевского района. Мама Мария Петровна так и поступила. В двух километрах от дома дедушки размещался полевой военный аэрод-ром, гул самолетов не затихал ни на минуту, а сбитый немецкий истребитель упал тоже неподалеку. Тяжелый бой за деревню, раненые и военнопленные, оккупация немецкими солдатами, расположившимися в каждом сельском доме, – воспоминания бередят душу Майи Федоровны и теперь. В небольшом блиндаже, наспех сооруженном дедушкой, теснились 15 родных человек – добавились семьи дяди и тети. В таких условиях маленькая девочка быстро взрослела, а впереди ее ожидали долгие годы войны, смерть младшей сестренки, голод, тревоги и опасности – словом, нелегкая жизнь на оккупированной территории. Поэтому в первый класс Приборской начальной школы она смогла пойти только после освобождения – 7 января 1944 года в возрасте 9 лет. К счастью, в 1945-м вернулся отец, тяжелобольной, но живой, и родители стали думать о будущем. Семья переехала в Дедлово Рогачевского района, где отец устроился на работу, и до 1948 г. девочка училась там в местной школе. Позже вернулись в Зорьку, и Майя продолжила обучение в Надеждинской семилетке. Несмотря на трудности послевоенного времени и переезды, она успешно овладевала знаниями и в 1950 г. школу окончила с отличием. Это давало ей возможность на поступление без экзаменов. 15-летняя выпускница рассказала дома о словах директора школы, который настойчиво советовал выбрать педагогическую специальность. И тетя Евдокия, которая работала врачом-стоматологом и проживала в Минске, а в эти дни гостила у брата, пригласила племянницу к себе.

 

Студенческие годы, стройотряд, целина

Как известно, белорусская столица очень пострадала в годы Великой Отечественной войны, большинство зданий было разрушено в ходе бомбардировок. Пустые улицы увидела Майя Федоровна летом 1950 г., когда впервые приехала в город, где ей предстояло учиться, как оказалось, 9 лет. С теплотой она рассказывает о семье Евдокии Григорьевны: родственники вчетвером жили в небольшой комнате, но у них она всегда находила приют и поддержку. Скромная и неприхотливая, девушка не злоупотребляла их добротой, большинство лет прожила в общежитии, но всегда в трудной ситуации знала, что у нее есть к кому обратиться.


Майя Макарова стала учиться в Минском педагогическом училище имени Н.К. Крупской, где получила специальность учителя начальных классов. Стипендии в 120 рублей едва хватало на то, чтобы как-то выжить. Помощи от родителей не было, да она ее и не ожидала: знала, как им нелегко в послевоенные годы. Недоедая, не имея нарядов и украшений, юная студентка тем не менее училась настолько старательно и ответственно, что и педучилище закончила с красным дипломом. Конечно, она думала о продолжении образования, но планировала получить его заочно. Но в комиссии по распределению ей вручили направление, и вскоре девушка стала студенткой физико-математического факультета Минского педагогического института имени А.М. Горького.


– Можно сказать, жизнь сама меня несла, – объясняет Майя Федоровна. – Я не строила далеких планов, не стремилась к чему-то загаданному, просто усердно и настойчиво училась, и этот процесс мне очень нравился.

В студенческие годы после третьего курса в составе стройотряда Майя Макарова совершила незабываемую поездку на целину, в Казахстан. 100 будущих педагогов приехали в Кокчетав, где были организованы бригады по 10 человек. Жили за городом в 20-местных палатках, а трудились девушки на элеваторе. Сушили прошлогоднее зерно (небывалый урожай 1956 г.), грузили его в пульмановские вагоны, которые отправлялись к месту назначения. Работать, конечно, было тяжело, защищаясь от едкой пыли, платками завязывали рот и нос, но молодежь не унывала, любовалась удивительной природой Казахстана, наблюдала за обычаями местных жителей. Труд в стройотряде укрепил материальное положение студентов. Майя Федоровна до сих пор помнит все свои покупки, а наручные часы хранятся и теперь.

 

Начало трудового пути

В 1959 году молодая учительница физики приехала в Любань. Будучи на распределении в числе первых, она попросила направить ее поближе к родительскому дому, но поскольку мест в Гомельскую область не было, то ей предложили наш район. В отделе образования писала заявление, когда туда зашел Борис Миронович Шапиро, директор Турокской школы. Он очень требовательно подходил к кадрам, стараясь создать сильный коллектив единомышленников. Нетрудно догадаться, что именно в это учреждение образования и попала Майя Макарова. Школьные будни увлекли ее целиком, она с головой окунулась в работу. Непросто было заинтересовать ребят таким сложным предметом. Но энтузиазма и инициативы молодому специалисту было не занимать.

К слову, оставалось время и на личную жизнь. В первый же день приезда в Любань на нее обратил внимание молодой красивый парень – работник райкома комсомола Александр Змитрович. Вскоре они познакомились, а в ноябре 1960 г. поженились. Александр Константинович работал в Любани, позже главным инженером, а затем и директором Любанской райагропромтехники. В 1963 году Майя Федоровна перевелась в городскую СШ №2, где и учительствовала в течение 35 лет.

 

И сейчас хочется провести урок

 

Многочисленные награды талантливого педагога подчеркивают ее отношение к делу – требовательное, старательное, ответственное. Каждодневная работа над собой, освоение новых знаний, методов обучения и внедрение их в практику были ее постоянными спутниками. Пример родителей сыграл большую роль в воспитании собственных детей – Галины, Андрея и Натальи, которые получили высшее образование, стали достойными, уважаемыми людьми. Сейчас у Майи Федоровны 6 внуков и 2 правнука, которые с удовольствием навещают бабушку, несмотря на отделяющие их расстояния.

– Я не жалею о том, как у меня сложилось в жизни, – делится педагог. – Мне нравится Любань, тут прошла вся моя взрослая жизнь, я очень любила свою работу и даже сейчас, посещая школу, мне хочется провести урок. Наверное, главные качества, ведущие меня по жизни, заложены в детстве. Я никому не желала зла, честно и добросовестно относилась к работе, материальные блага никогда не были для меня в приоритете. А среди всех наград мне дороже благодарность бывших учеников.

 

Галина

Гедройц


Архив сайта
25
2019
Май
Что, на ваш взгляд, сильнее всего угрожает вашему здоровью?
2-е европейские игры Декрет №3 Тема недели Декрет №7 Телефоны горячих линий Отдел образования Любанского РИК